воскресенье, 10 февраля 2013 г.

соотношение понятий географическое понятие и географическая оболочка

1,11 Mb.страница3/4Дата конвертации17.10.2011Размер1,11 Mb.Тип ... Смотрите также:     3   ^ Методические рекомендации Климина Е.М., к.г.н. доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК Введение в общую географию Основные учения, теории и концепции современной географической картины мира Структура знания представляет собой взаимоотношение эмпирического, теоретического и методологического (Голубчик, Евдокимов, 2003). Любое научное знание начинается с наблюдения и сбора фактов, которые можно определить как зарегистрированные события, отражающие разнообразие мира. Большинство фактов географы получают путем натурных наблюдений в полевых и лабораторных условиях. Все эти исследования являются эмпирическими. На основании эмпирических исследований делаются эмпирические обобщения. Для движения дальше необходимо разработать научную гипотезу (научное предположение, объясняющее причины данной совокупности явлений). Однако для ее подтверждения или опровержения недостаточно только эмпирических обобщений и экспериментов необходимо все научное знание, касающееся данной проблемы. С этого момента начинается теоретический уровень исследований, который зачастую завершается разработкой новой теории, а затем и учения. В настоящее время происходит осмысление накопленных географических знаний. Это подтверждается разработкой иерархии научных знаний (Максаковский, 1997; Голубчик, Евдокимов, Максимов, Насонов, 2005). Однако пока ее нельзя считать совершенной. Выделяются следующие категории в иерархии научных знаний: учение теория концепция гипотеза понятие - термин. Рассмотрим основные элементы этой иерархии, отражающие основные направления развития географической науки. 1. Учение совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний, которое может включать в себя ряд теорий, концепций. Учение в науке представляет собой законченное в своей логической структуре единство теории, метода и результата и может включать в себя ряд концепций. В географии это, например, учение о географическом положении, учение о географической оболочке, учение о геосистеме. В физической географии учение о географической зональности, о ландшафте. В экономической географии учение о географическом разделении труда, учение о ТПК (табл.1). 2. Теория форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существ. взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтвержденная экспериментом или расчетом. Теория это научное направление, изучающее в обобщающем. аспекте предмет географии. К общенаучным теориям можно отнести теории устойчивого развития.; к географическим теорию регионального развития, географических оценок, теории физико-географического и экономического районирования., геоурбанистики. (табл.2) 3. Концепция (от латин. понимание, система) совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип. Это система взглядов. Наиболее значимыми для географии являются концепции геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической среды, природно-ресурсного потенциала, "полюсов роста" (табл. 3). ^ Таблица 1 Некоторые общегеографические учения, теории и концепции Учения Теории Концепции Эволюционное учение Регионального развития Концепция геотехнических систем О биосфере и ноосфере Географических оценок Мониторинга окружающей среды О географическом положении География риска Географической экспертизы О природопользовании Демографического перехода Проблемного страноведения О географической среде Этногенеза Геоинформационная О почвах Геополитики Устойчивого развития О геосистеме P Концепции территории и территориальных ресурсов: О географической карте P Концепция природно-ресурсного потенциала О биогеоценозе P Ресурсных циклов О геохимии ландшафта P Территориальных сочетаний природных ресурсов ^ Таблица 2

Профильный курс географии в учебном плане школы

Методические рекомендации - Профильный курс географии в учебном плане школы

Комментариев нет:

Отправить комментарий